По окончании уголовных дел в финансово-кредитной области в прошлом году ущерб от финансовых правонарушений достиг 201,2 млрд руб.
По результатам предыдущего года он составил около 201 млрд 200 млн руб.
Предпосылкой большей части потерь в данной сфере стало преднамеренное банкротство банков. По имеющейся информации из отчета, их число также растет.
За 2015 и 2016 годы Банк Российской Федерации отозвал лицензии у 217 кредитных компаний, что повлекло за собой увеличение количества подозрительных банкротств на 6% — до 146 правонарушений. В МВД сообщили, что не могут вовремя предупреждать похожие схемы, так как не налажено надлежащее оперативное информирование о возможным правонарушениях с регулятором — основным Банком. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в конце февраля сообщило, что вкладчики красноярского банка получат страховое возмещение на сумму около 3,4 млрд руб.
За последние три года лицензии в РФ лишились 308 банков.
В пресс-центре регулятора говорят, чтобы взаимодействие с МВД стало не менее оперативным, необходимо внести изменения в законодательства, на основании которых Центробанк передавал бы силовикам данные, отнесенные к банковской тайне.
Проблема не нова. Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко еще в самом начале 2014-го года выражала озабоченность огромными дырами, вскрывающимися после отзывов лицензий у банков.
При всем этом ЦБ не сообщает правоохранительные органы «о процессах, угрожающих стабильности и вероятных правонарушениях, что не дает возможность на текущий момент принимать правоохранительным органам упреждающие меры», пояснили ситуацию в пресс-центре МВД. Только в 2016-ом зарегистрировано 146 случаев умышленных банкротств. Как правило потери происходили из-за преднамеренных банкротств банков. Идет речь о Роберте Мусине, председателе правления «Татфондбанка», и Ларисе Маркус, главе и совладельце Внешпромбанка. Также там хотели бы совершенствования законодательства и правоприменительной практики, касающейся финансового сектора. Однако, по словам руководителя криминальной практики Law BMS Firm Тимура Хутова, ЦБ по закону не вправе осуществлять вмешательство в ход оперативной деятельности банков, а меру влияния (ограничение, запрет, отзыв банковской лицензии) может использовать только на основании соответствующих документов касательно нарушений законодательных положений либо нормативных регулирующих актов Центробанка.
В Центробанке также указывают на многочисленные законодательные ограничения, которые препятствуют результативной борьбе с финансовым мошенничеством.
Центробанк, в свою очередь, ограничен в способностях ввиду того, что, согласно действующему законодательству, не имеет права мешаться в оперативную деятельность банков и преждевременно передавать в правоохранительные органы для расследования вывода активов документы, составляющие банковскую тайну.
Впрочем, опасно также и чрезмерное расширение имеющихся у ЦБ полномочий в данной области.