Профессионалы отмечают, что на цены на горючее также влияют сезонный спрос на нефтепродукты, цены на мировом рынке, рост отраслевых издержек, профилактика и плановые ремонты русских нефтезаводов и иные факторы.
По располагаемым последним сведениям ведомства, налоговая составляющая в конечной цене любого проданного литра автомобильного топлива в Российской Федерации составляет около 65%. В числе их сезонный спрос на нефтепродукты, рост мировых цен на нефть и отраслевых издержек нефтекомпаний, а еще объем производства нефтепродуктов.
Около 65% от конечной цены автомобильного топлива составляют налоги.
По предварительным достоверным данным «Авторамблера», государственная антимонопольная служба РФ поведала, что литр АИ-95 стоит только 14 руб. 38 копеек, а это втрое менее стоимости на заправках. На основе данных Росстата и биржи (СПбМТСБ) служба подсчитала, что в среднем за три года цена на Аи-92 подросла 5,53 процента, на Аи-95 — на 4,69 процента, на зимний дизель — на 6,63 процента. В 2019 г. акцизы на автомобильный бензин класса 5 будут увеличены на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное горючее — на 283 рубля за тонну (3,4%); в 2020 г на автомобильный бензин класса 5 — на 438 рублей за тонну (3,6%), на дизельное горючее — на 294 рубля за тонну (3,4%). В прошлом году, по предварительной имеющейся информации Росстата, стоимость бензина увеличилась на 7,2%.
Кроме того, заявляет ФАС, бензин дорожает каждую весну и каждую осень, сама нефтяная отрасль регулярно изнашивается и модернизируется (а на ремонт НПЗ тоже нужны деньги, закладывать которые можно только в цену на топливо).
С 2008 по 2016 годы было три волны дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. С января 2016-ого налог увеличился на 11,8% — на 91 рубль за тонну, с 2017 года — еще на 62 рубль за тонну (+7,2%). В 2015 г. ожидается приблизительно такая же динамика роста за счет поднятия акцизов, которое запланировано в текущем 2018.